Защита россиян от госструктур

Минэкономразвития предложило превратить многофункциональные центры (МФЦ) в единый канал взаимодействия граждан и предпринимателей с госорганами. Теперь там можно будет подавать иски в суд или заявления в полицию, регистрировать браки и оплачивать коммунальные услуги. Следить за порядком будет уполномоченный по правам заявителей.

Кроме того, МФЦ станут единой точкой сбора биометрии в России. Это следует из презентации проекта реформы, подготовленной Министерством экономического развития для правительства, с которой ознакомились «Известия». Ведомство планирует внести в правительство концепцию развития МФЦ этой осенью. «Минэкономразвития только начало разработку концепции МФЦ 2.0. В правительство мы должны внести ее осенью, — рассказал заместитель министра экономического развития Савва Шипов.
Снятие биометрических данных / mskagency.ru

По словам главы Центра IТ-исследований и экспертизы РАНХиГС Михаила Брауде-Золотарева, многофункциональные центры, таким образом, станут автономной госструктурой, действующей на стороне населения и бизнеса, независимо от интересов органов власти. Приемные госструктур при этом планируется упразднить. Эксперты уверены, что госорганы будут сопротивляться подобным изменениям, поскольку считают, что у сотрудников центров недостаточно компетенции.

Если у граждан в ходе обращения в МФЦ по какому-либо вопросу возникнут проблемы, то можно будет обратиться в офис уполномоченного по делам заявителей, который будет решать такие вопросы. К примеру, при жалобах бизнесменов на административное давление со стороны контролирующих органов (например, на необоснованные проверки), в МФЦ должны будут разобраться в ситуации и проследить за ее разрешением. Для этого центры будут расширять связи с разными органами, в том числе с прокуратурой.

Руководителей территориальных органов власти и региональных ПФР, фондов соцстрахования и обязательного медстрахования, а также глав МФЦ будут премировать или увольнять в зависимости от качества предоставленных населению госуслуг. Для этого гражданам будут отправлять сообщение с предложением оценить уровень полученной услуги. Отметки от одного до трех баллов считаются отрицательными, а четыре и пять — положительными.

В Совете Федерации уже поддержали инициативу. «По поводу заявления в полицию — в конце концов человек ведь все равно напишет. Но здесь МФЦ сможет оказать более мобильное предоставление услуг. И это очень хорошо», — поделился своим мнением сенатор, член комитета Совфеда по социальной политике Владимир Круглый. При этом он выразил опасения, что с расширением услуг в центрах будут увеличиваться очереди. В качестве решения этой проблемы он предложил увеличивать площади помещений МФЦ.

По данным Минэкономразвития, к началу года сеть многофункциональных центров насчитывала 13 тысяч офисов и 50 тысяч окон. В ней работает свыше 70 тысяч специалистов, предоставляющих более 200 видов услуг. Ежегодно они обрабатывают около 100 миллионов обращений граждан. Авторы инициативы считают, что изменения поспособствуют сокращению госслужащих примерно на 1–2% , что сократит и расходы государства на работу с населением и бизнесом.

Реформа действительно приведет к тому, что в первое время в МФЦ вновь могут появиться длинные очереди, предположил Константин Головщинский. Однако адаптационный период не должен занять много времени — ровно столько, сколько потребуется на переобучение и найм сотрудников для решения новых задач.

12.07.2019