Права субъектов предпринимательской деятельности при проведении проверок контролирующими органами

Чем урегулировано проведение проверок субъектов предпринимательской деятельности?

Порядок организации и проведения проверок субъектов предпринимательской деятельности проводятся органами государственного контроля (надзора), муниципального контроля установлен Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Проверки могут проводиться как документарные, так и выездные в форме плановых и внеплановых проверок. 

Документарная проверка проводится по месту нахождения органа контроля, а выездная - по месту нахождения юридического лица, месту осуществления деятельности индивидуального предпринимателя и (или) по месту фактического осуществления их деятельности.

Что является основанием для проведения проверки?

Основанием проведения плановых проверок является разработанный органом контроля ежегодный план проведения плановых проверок, который размещается на официальном сайте контролирующего органа в сети Интернет либо доводится до сведения заинтересованных лиц иным доступным способом.

Сводный ежегодный план формируется органами прокуратуры и размещается на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

Основаниями проведения внеплановых проверок являются истечение срока выполнения предписаний по обнаруженным ранее нарушениям, при наличии информации у органа контроля о нарушениях возникновения угрозы или фактическое нанесение вреда гражданам, природной среде, объектам культуры; несоблюдение прав потребителей и маркировки товаров и т.п., поступившей от госорганов, третьих лиц или из СМИ; поручение Президента или Правительства РФ, а также - требование прокурора.   

Какие изменения произошли в законодательстве о контроле последнее время?

В настоящее время постановлением Правительства РФ от 3 апреля 2020 г. № 438 установлен мораторий на проведение с 01.04.2020 по 31.12.2020 проверок в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства.

   При этом, мораторий не распространяется на проверки, основаниями для проведения которых являются причинение вреда или угроза причинения вреда жизни, здоровью граждан, возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Все внеплановые проверки контролирующими органами согласовываются с органами прокуратуры, за исключением проверок организованных по поручению Президента и Правительства РФ.

   К примеру, в соответствии с трудовым законодательством под возникновением угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан понимается, в частности, невыплата заработной платы, ее отдельных составных частей, непредставление оплачиваемых отпусков, уклонение от оформления трудовых отношений или их ненадлежащее оформление.

Что важно знать предпринимателю, к которому пришёл контролёр?

В первую очередь необходимо знать, что при проведении проверок должностные лица органов контроля не вправе осуществлять плановую или внеплановую выездную проверку в отсутствие руководителя юридического лица или в отсутствие его представителя, либо представителя индивидуального предпринимателя.

Исключение составляют случаи проведения проверки по основанию причинения вреда жизни, здоровью граждан, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Выездная проверка начинается с предъявления проверяющими лицами служебного удостоверения. Проверка должна проводиться тем должностным лицом, которое указано в распоряжении (приказе) о проведении проверки, с которым обязаны ознакомить представителя ЮЛ или ИП и вручить под роспись копию.

Перед проверкой должностное лицо контролирующего органа должен ознакомить:

- с документом о согласовании ее проведения с органом прокуратуры (если такое согласование требуется);

- с полномочиями проводящих проверку лиц, целями, задачами, основаниями проведения проверки, видами и объемом мероприятий по контролю, составом экспертов, представителями экспертных организаций, привлекаемых к проверке, со сроками и с условиями ее проведения.

Представитель ЮЛ или ИП вправе ознакомится с положениями административного регламента органа контроля (при его наличии), в соответствии с которым проводится проверка.

Что должно быть указано в распоряжении о проведении проверки?

Необходимо внимательно изучить выданную копию распоряжения (приказа) о проведении проверки. В нем должны быть указаны цели, задачи, предмет и срок проведения, даты начала и окончания, а также правовые основания проведения проверки, а также перечислены все мероприятия по контролю, запланированные контролирующими органами (например, обследование территории, помещений, оборудования, отбор образцов, проведение их исследования), документы, которые ЮЛ и ИП должны представить контролёрам в ходе проверки.

Должно ли проверяемое лицо представлять документы при проведении проверки?

По закону проверяемое лицо обязано предоставить проводящим проверку должностным лицам возможность ознакомиться с перечисленными в распоряжении документами, а также обеспечить доступ проводящих проверку должностных лиц и участвующих в ней экспертов, на территорию, в используемые здания и помещения, к оборудованию, транспортным средствам и перевозимым грузам.

При проведении плановой проверки представители проверяемой организации вправе представить проверяющим документы, подтверждающие отнесение ЮЛ, ИП к субъектам малого предпринимательства. В этом случае проведение плановой проверки прекращается, о чем составляется соответствующий акт.

Что не должны требовать контролирующие органы у проверяемых ЮЛ и ИП?

При проведении проверки должностные лица контролирующих органов не вправе: проверять выполнение обязательных требований, если такие требования не относятся к полномочиям проверяющих; требовать представления документов, информации, образцов продукции, проб обследования различных объектов, если они являются объектами (предметом) проверки, а также изымать оригиналы таких документов; отбирать образцы продукции, осуществлять выдачу юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям предписаний или предложений о проведении за их счёт мероприятий по контролю.

В течение 15 дней с даты получения акта проверки ЮЛ и ИП вправе представить в орган контроля в письменной форме свои возражения.
 

Предусмотрена ли ответственность контролирующего органа за нарушение порядка проведения проверки?

Статьей 19.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность должностных лиц органов государственного контроля (надзора) за несоблюдение требований законодательства о государственном контроле (надзоре). 

Должностные лица, проводящие проверку, могут быть привлечены к административной ответственности за несоблюдение требований законодательства о государственном надзоре, выразившееся в: 

- проведении проверки при отсутствии оснований для её проведения;

- нарушении сроков проведения проверки;

- отсутствии согласования внеплановой выездной проверки с органами прокуратуры, 

- проведении проверки без распоряжения (приказа) руководителя или заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора);

- непредставлении акта о проведённой проверке; 

- привлечении к проведению мероприятий по надзору не аккредитованных или не аттестованных в установленном порядке граждан или организаций;

- проведении плановой проверки, не включённой в ежегодный план проведения плановых проверок. 

15.06.2021