ПОРЯДОК РАССМОТРЕНИЯ ОБРАЩЕНИЙ В ОРГАНАХ ПРОКУРАТУРЫ

Дата публикации

Информационно-разъяснительный материл

 

НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ,

РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИЕ ПОРЯДОК РАССМОТРЕНИЯ ОБРАЩЕНИЙ ГРАЖДАН В ОРГАНАХ ПРОКУРАТУРЫ

 

КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1

«О прокуратуре Российской Федерации»

 

Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»

 

Приказ Генпрокуратуры России от 30.01.2013 № 45 (ред. от 07.03.2018) «Об утверждении и введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации»

 

Приказ Генпрокуратуры РФ от 01.11.2011 № 373 «О порядке рассмотрения жалоб на действия (бездействие) и решения органа дознания, дознавателя, следователя, руководителя следственного органа и прокурора»

 

КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Статья 33.

Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

 

 

Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1

«О прокуратуре Российской Федерации»

Статья 10. Рассмотрение и разрешение в органах прокуратуры заявлений, жалоб и иных обращений

 1. В органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. Решение, принятое прокурором, не препятствует обращению лица за защитой своих прав в суд. Решение по жалобе на приговор, решение, определение и постановление суда может быть обжаловано только вышестоящему прокурору.

2. Поступающие в органы прокуратуры заявления и жалобы, иные обращения рассматриваются в порядке и сроки, которые установлены федеральным законодательством.

 3. Ответ на заявление, жалобу и иное обращение должен быть мотивированным. Если в удовлетворении заявления или жалобы отказано, заявителю должны быть разъяснены порядок обжалования принятого решения, а также право обращения в суд, если таковое предусмотрено законом.

4. Прокурор в установленном законом порядке принимает меры по привлечению к ответственности лиц, совершивших правонарушения.

 5. Запрещается пересылка жалобы в орган или должностному лицу, решения либо действия которых обжалуются.

 

Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»

Статья 2. Право граждан на обращение

1. Граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.

2. Граждане реализуют право на обращение свободно и добровольно. Осуществление гражданами права на обращение не должно нарушать права и свободы других лиц.

3. Рассмотрение обращений граждан осуществляется бесплатно.

 

 

Права гражданина при рассмотрении обращения:

1) представлять дополнительные документы и материалы либо обращаться с просьбой об их истребовании, в том числе в электронной форме;

2) знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну;

3) получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов;

4) обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или на действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации;

5) обращаться с заявлением о прекращении рассмотрения обращения.

 

Компетенция органов прокуратуры при рассмотрении

обращений граждан и юридических лиц

Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» установлено, что органами прокуратуры в соответствии с их полномочиями в порядке и сроки, установленные федеральным законодательством, разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов.

При этом, при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы (ч.2 ст. 21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»).

С учетом изложенного первичные обращения, поступившие в органы прокуратуры, относящиеся к компетенции контролирующих органов или органов власти, направляются по подведомственности для принятия решения по существу.

При несогласии с решением, принятым по обращению руководителем органа контроля или органа власти, оно может быть обжаловано в органы прокуратуры.

Обращения, разрешение которых не входит в компетенцию органов прокуратуры или подлежит разрешению другими органами и организациями, в 7-дневный срок с момента регистрации направляются по подведомственности с уведомлением об этом заявителя.

Необходимо учитывать, что подача обращения в государственные органы с нарушением подведомственности влечет увеличение срока рассмотрения обращений с учетом необходимости направления жалобы по принадлежности вопроса.

 

Требования к письменному обращению

1. Гражданин в своем письменном обращении в обязательном порядке указывает либо наименование государственного органа или органа местного самоуправления, в которые направляет письменное обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица, а также свои фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии), почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения, излагает суть предложения, заявления или жалобы, ставит личную подпись и дату.

2. В случае необходимости в подтверждение своих доводов гражданин прилагает к письменному обращению документы и материалы либо их копии.

3. Обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в форме электронного документа, подлежит рассмотрению в порядке, установленном настоящим Федеральным законом. В обращении гражданин в обязательном порядке указывает свои фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии), адрес электронной почты, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения.

В случае, если в обращении не указаны фамилия гражданина, направившего обращение, или адрес, по которому должен быть направлен ответ, ответ на обращение не дается.

⃰⃰Строго установленной формы обращения в органы прокуратуры нет - оно составляется в произвольной форме, но с обязательным указанием выше перечисленных сведений.

⃰ В письменном обращении обязательно излагается существо вопроса, по которому обратился заявитель, приводятся конкретные данные о фактахихарактере допущенных нарушений, требующих вмешательства органов прокуратуры.

⃰ Если обжалуется решение должностного лица, то указываются данные о должностном лице (Ф.И.О., должность и обжалуемое решение (постановление, протокол, решение, приказ и т.д., дата его вынесения).

⃰⃰ Если к обращению прилагаются документы или их копии, то об этом указывается в конце письменного обращения (указывается количество листов).

 

Образец обращения

Прокурору района (название района)

Иванову И.И.

от (указывается фамилия, имя,

отчество заявителя полностью)

Петрова Ивана Ивановича,

проживающего по адресу:

тел.

 

 

(заявление, предложение, ходатайство)

 

Я не согласен с ответом от________, направленным в мой адрес руководителем Государственной жилищной инспекции. Управляющей организацией (название организации) до настоящего времени не исполнены требования предписания, выданного Управлением _________. Контроль за исполнением предписания работниками Управления не осуществляется. До настоящего времени управляющей организацией не произведен ремонт кровли многоквартирного дома, не произведена покраска окон в подъезде и т.д. В связи сизложенным прошу провести проверку законности бездействия работников Управления, а также управляющей компании, принять меры к должностным лицам, допустившим нарушения закона.

 

Дата                                                 Подпись (расшифровка подписи)

 

Сроки рассмотрения обращений

Поступившее в органы прокуратуры обращение регистрируется в течение 3 дней с момента поступления.

Обращения граждан, военнослужащих и членов их семей, должностных и иных лиц разрешаются в течение 30 дней со дня их регистрации в органах прокуратуры Российской Федерации, а не требующие дополнительного изучения и проверки - в течение 15 дней, если иное не предусмотрено федеральным законодательством.

Если установленный срок рассмотрения обращения истекает в выходной или праздничный день, последним днем рассмотрения считается следующий за ним рабочий день.

Жалобы о нарушении процессуальными действиями и решениями органов дознания, дознавателей, следователей, руководителей следственных органов и прокуроров прав и интересов участников уголовного судопроизводства, а также жалоб иных лиц в той части, в которой производимые процессуальные действия и принимаемые процессуальные решения указанных органов и должностных лиц затрагивают их интересы, рассматриваются в соответствии с требованиями уголовного и уголовно-процессуального законодательства в 3-хдневный срок.

В случаях, когда для проверки жалобы необходимо истребовать дополнительные материалы либо принять иные меры для ее объективного рассмотрения, срок проверки может быть продлен до 10 суток, о чем уведомляется заявитель.

 

Случаи, когда обращения могут быть оставлены без рассмотрения по существу и (или) без ответа автору

⃰Обращения, в которых отсутствуют сведения, достаточные для их разрешения (об органе, вынесшем обжалуемое решение, времени его принятия и т.д.), в семидневный срок возвращаются заявителям с предложением восполнить недостающие данные.

⃰Обращения, содержание которых свидетельствует о прямом вмешательстве авторов в компетенцию органов прокуратуры, может быть оставлено без рассмотрения.

⃰В случае, если текст письменного обращения не поддается прочтению, ответ на него не дается и оно не подлежит направлению в соответствующие органы.

⃰Обращение, в котором содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью, имуществу должностного лица или членов его семьи, может быть оставлено без ответа по существу с уведомлением заявителя о недопустимости злоупотребления предоставленным ему законом правом обращения с жалобой.

⃰Без разрешения может быть оставлено обращение, лишенное по содержанию логики и смысла, если имеется решение суда о признании заявителя недееспособным в связи с наличием у него психического расстройства.

В случае если повторное обращение не содержит новых доводов, а изложенные ранее полно, объективно и неоднократно проверялись и ответы даны в порядке, установленном Инструкциейо порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 30.01.2013 № 45, правомочным должностным лицом органа прокуратуры, переписка с заявителем может быть прекращена.

Переписка прекращается один раз; обращения, поступившие после прекращения переписки и не содержащие новых доводов, остаются без разрешения по существу, с уведомлением заявителя.

 

Порядок рассмотрения обращений в органах прокуратуры

В соответствии со ст.ст. 4, 11 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», п. 3.2 Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 30.01.2013 № 45,первичные обращениярассматриваются районными (специализированными) прокурорами, осуществляющими надзор на соответствующей территории района или по определенным вопросам.

В аппарате прокуратуры области рассматриваются обращения, в которых обжалуются ответы районных, межрайонных, специализированных прокуроров, а также действия и решениягосударственных органов регионального уровня.

По результатам рассмотрения обращений прокурором могут быть приняты меры реагирования в виде:

- протеста на противоречащий закону нормативный акт,

- представления об устранении выявленных нарушений закона,

- предостережения о недопущении нарушений закона,

- постановления о возбуждении дела об административном правонарушении,

- искового заявления в интересах граждан, неопределенного круга лиц, Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования,

- постановления о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства.

В случаях, установленных уголовно-процессуальным законодательством, прокурором может быть вынесено постановление об отмене незаконного процессуального решения органа дознания, либо внесено требование руководителю следственного органа об отмене незаконного процессуального решения.

Если по обращению приняты меры прокурорского реагирования, заявителю сообщается об этом, а также о том, где впоследствии он может получить информацию о результатах их рассмотрения.

Подробная аргументация в ответах на обращения, связанных с расследованием уголовных дел, приводится либо после окончания расследования, либо в форме, не раскрывающей тайну предварительного следствия.

При отказе в удовлетворении обращения ответ заявителю должен быть мотивирован и понятен. В нем дается оценка всем доводам обращения, а отказ в его удовлетворении должен быть обоснован, с одновременным разъяснением права на обжалование.

 

ПОРЯДОКОБЖАЛОВАНИЯ ПРИНЯТЫХ РЕШЕНИЙ

ПО ОБРАЩЕНИЯМ

В случае отказа в удовлетворении обращения заявитель вправе обжаловать ответ вышестоящему прокурору:

 

ответ  прокурора района

обжалуется

в прокуратуру области

(решение по обращению принимается начальником управления, отдела, старшим помощником прокурора области)

ответ начальника управления, отдела, старшего помощника прокурора области

обжалуется

прокурору области

 

ответ прокурора области

обжалуется

в Генеральную прокуратуру Российской Федерации

    При наличии ответа должностного лица органов прокуратуры, с которым гражданин не согласен, в повторном обращении следует сделать ссылку на данный ответ и изложить доводы, по которым гражданин не согласен с ранее принятым решением.

 

Ознакомление заявителя с материалами проверки по обращению

По окончании проверки заявителю, по его просьбе, предоставляется возможность ознакомления с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну.

Письменное решение о предоставлении заявителю возможности ознакомиться с документами принимают: в прокуратуре города, районных и специализированных прокуратурах - соответствующие прокуроры, их заместители, начальники управлений и отделов в 10-дневный срок.